Региональный Ресурсный Центр

Российской Ассоциации Образовательной Робототехники

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад "Звездочка", г. Новый Уренгой

Механизм стимулирования нововведений и организационная готовность коллектива к инновациям

 

Готовя коллектив к инновационной деятельности, руководитель беседует с каждым сотрудником, знакомит с целями и задачами инноваций, разъясняет преимущества, которые дает инновация детскому саду, конкретному члену педагогического коллектива.

При этом важна всемерная поддержка новаторов, если они есть в коллективе, их деятельности в дошкольном учреждении.

Но главное — это обучение воспитателей через разные формы:

1) проведение семинаров для сотрудников, направление их на курсы повышения квалификации;
2) организация «круглых столов» с приглашением известных ученых, специалистов, управленцев;
3) организация работы методических объединений или творческих групп;
4) практикумы;
5) самостоятельная работа отдельных педагогов по изучению литературы по теме.

Педагоги должны поверить, что достижение поставленных перед ними целей приведет к получению значимого для них результата, вознаграждения (материального, морального); что они смогут выполнить задание, прилагая приемлемые для себя усилия.

Система методических мероприятий в коллективе должна быть подчинена главной цели — стимулированию педагогов, их теоретической подготовке к инновационной деятельности.

Инновационная и экспериментальная работа всегда привносит свои изменения в развитие педагога, руководителя и всего коллектива, так как способствует повышению уровня мотиваций.

Мы уже подчеркивали, что инновационная деятельность — это специфическая педагогическая деятельность, которую характеризуют восемь основных действий:

— предварительное решение, которое возникает в процессе анализа ситуации и состояния образовательной системы, и определение предмета преобразования (что преобразуется и на основе какой научной информации);
— принятие решения об организации инновационного процесса;
— разработка новой модели образовательной системы (осуществляется на основе индивидуального и группового педагогического проектирования);
— определение показателей качества инновационного процесса и его эффективности;
— разработка программы преобразований;
— реализация программы преобразований;
— определение качества результатов инновационного процесса (по завершении адаптационного периода);
— оценка эффективности инновационного процесса (определяются качество результатов, затраты времени, финансов на их получение).

Успешность и действенность инновационной работы, ее влияние на развитие дошкольного образовательного учреждения зависят от актуальности работы, заинтересованности и профессиональной компетентности участников, системы методических и организационных мероприятий.

Важно и то, какие условия создает руководитель для организации и проведения инновационной деятельности в педагогическом коллективе. Главные условия эффективности инновационной деятельности:

1) системность в методической работе с педкадрами по развитию их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности;

2) наличие у педагога личного плана развития, который мобилизует его потенциальные способности;

3) постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела;

4) создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость (приложение 3);

5) установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряженность и страх быть не понятыми; приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему; конструктивная проработка конфликтов (приложение 4);

6) проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывает собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально.

После того как содержание инновационной деятельности определено, необходимо выделить фигуру инноватора.

Инноватор — это организатор нововведений. В его задачу входит обеспечение взаимодействия всех участников инновационного процесса. Опыт подсказывает, что:

  • инновационный процесс проходит с большей эффективностью, если его организатор является членом педколлектива, осуществляющего инновацию;

  • организатором нововведений может быть любой член педколлектива, не обязательно представитель администрации;

  • инноватором должен быть педагог, пользующийся авторитетом в коллективе, имеющий соответствующий опыт и необходимые навыки работы (в том числе умеющий выделять болевые точки организации, моделировать ожидаемые результаты работы, разрабатывать соответствующие программы, анализировать результаты преобразовательной деятельности).

    Как спланировать работу

    Любой инновационный процесс носит вероятностный характер, и не все его последствия могут быть спрогнозированы. Уйти от многих ошибок и упущений еще на уровне проекта или модели поможет составление аналитического обоснования и инновационной программы.

    Цели и задачи инноваций строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в детском саду, с одной стороны, и из прогнозов его развития — с другой.

    Отобранные цели и задачи должны быть согласованы и одобрены большинством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль. При управлении инновационными процессами в ДОУ с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприятия инновационной деятельности разрабатываются групповым методом.

    Действия, вытекающие из поставленных целей и задач, должны отвечать на вопросы: «Чего достичь? Что надо сделать?». Целесообразность мер необходимо постоянно проверять как индивидуально, так и коллективно.

    Организация педагогическим коллективом исследовательской деятельности предполагает обязательную рефлексию того, что сделано, т.е. периодическую оценку, проверку эффективности полученных результатов. Обычно это происходит в форме отчетов, тестирования и т.д.

    Хочется подсказать практикам более гибкую форму коллективного обсуждения. Например, можно на доске написать фразы (см. ниже) и предложить всем поочередно продолжить одну из них. При этом старший воспитатель под каждой из фраз кратко записывает высказывания педагогов. Практика показала, что при таком обсуждении исключается пустословие, а наглядность помогает в конце подвести итог, сделать выводы, какая из фраз пользовалась популярностью и т.д. Фраза «У меня возник вопрос...» предполагает, что на все записанные вопросы в конце такого коллегиального обсуждения кто-то должен обязательно на них ответить. Обычно это организатор исследовательской деятельности — руководитель или старший воспитатель. Вот эти фразы (табл. 2).

    Таблица 2

    Таблица 2

    Чтобы спланировать работу коллектива, можно использовать следующую таблицу (табл. 3).

    Таблица 3

    Таблица 3

    В разделе «Формы организации» планируется:

    а) работа с кадрами (совещание, педсовет, производственное собрание и др.);
    б) работа творческих групп;
    в) работа по самообразованию;
    г) работа с родителями;
    д) контроль, анализ и регулирование.

    При этом руководитель ДОУ также планирует свою работу (табл. 4).

    Таблица 4. Порядок действий руководителя ДОУ по внедрению инноваций

    Таблица 4. Порядок действий руководителя ДОУ по внедрению инноваций

Дата последнего обновления страницы 10.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»